Евгений Сучков: «Единая Россия» и её рейтинг

13.08.2018 в 21:56

Следует отметить, что цифры падения рейтинга партии носят общефедеральный характер и, вообще говоря, сильно  дисперсны в региональном аспекте. Падение рейтинга для любой партии прискорбный факт и вряд ли утешением могут служить те соображения, что тем самым лишний раз подтверждено то, что партия в массовом сознании действительно является составной частью российской власти. Если верить тем же СМИ, то проблема считается столь острой, что её решением озаботилось не только высшее руководство партии, но и администрация президента.

Называются и предполагаемые варианты  решения проблемы – выдвижение в качестве «лиц партии» новых людей с позитивными идеями и биографиями и запуск новых партийных проектов.

В принципе и то и другое отнюдь не лишне для любой политической структуры. Но вопрос здесь не только в том, что необходимо делать, а как именно это следует делать.

Сначала, однако, о самом факте падения рейтинга. Некоторые авторы, достаточно однозначно связывают его исключительно и только с фактом поддержки партией поспешно выдвинутой  и плохо подготовленной к восприятию массовым сознанием пенсионной реформы. Несомненно, этот факт сработал против партии, но не сам по себе. Дело в том, что падению рейтинга ведь предшествовала мощнейшая пропагандистская кампания по выборам президента России. Кампания, резко поднявшая рейтинг власти и, одновременно, сформировавшая в сознании избирателей явно завышенные социальные ожидания. Можно много и долго говорить была ли необходимость в данной кампании формировать ожидания  настолько сильными, но это уже несколько иной вопрос, тем более, что не я один высказывался об опасности этого ещё в ходе кампании.  И, даже без всякого объявления пенсионной реформы, рейтинг власти и партии не мог не пойти вниз, как результат разочарования населения в собственных же ожиданиях. Объявление же предложений по пенсионной реформе придало процессу кумулятивный эффект. Эффект, один момент которого имеет смысл рассмотреть несколько подробнее.

Мне в последние годы неоднократно приходилось оппонировать высказываниям целого ряда «высокопоставленных» авторов о якобы опасности жесткой идентификации партии «Единая Россия» и её создателя В.Путина.   Идентификации, которая  может понизить рейтинг президента. Так вот, господа, нынешняя история с рейтингами ЕР и власти в целом ещё и ещё раз подтверждает тот факт, что практически в любом случае с ЕР первичным оказывается рейтинг действующей власти, точнее президента страны, а не его «партии власти». И любая попытка искусственно разорвать естественную для массового сознания  нить, связывающую ЕР и президента априори ошибочна.  Сегодня первым ведь упал его рейтинг и уж затем только рейтинг партии. Поднятие рейтинга президента в нынешних условиях задача непростая и её обсуждение не входит в задачу автора. Отмечу лишь, что любая консолидированная власть будет всегда пользоваться большей поддержкой населения, нежели раздробленная.

Потому, вернёмся к вопросу поднятия рейтинга ЕР. Очевидно, что существенно поднять рейтинг партии без поднятия общего рейтинга власти,  вряд ли удастся. Но, тем не менее, задача, пусть и частично - решаемая. Здесь ведь на самом деле главное не столько абсолютная величина поднятия рейтинга, сколько сам факт перелома его отрицательной динамики. Повторюсь, и появление в партийной обойме новых, «позитивных» лиц и новых проектов само по себе не плохо. Но, как говорится в математике, условие это необходимое, но недостаточное. Для получения результата необходимо правильно «упаковать» все ингредиенты политической работы, прежде чем предъявлять её результаты массовому избирателю. 

Дважды за последний год, говоря о вопросе ребрендинга партии, мне приходилось писать о проблемах работы партии с населением. И все эти проблемы напрямую связаны с рейтингом партии.

 Сначала об "идеологии" партии.  Нужно понимать, что ЕР является не идеологизированной, как КПРФ, а партией лидерского типа. Пусть её лидер формально в ней и не состоит. И любые попытки, которых хватало и ранее, навесить на ЕР «идеологические» знамена ничем хорошим для партии не закончатся. Они, может, и будут когда то иметь смысл, но только тогда, когда сам В.Путин оденет четко определенные «идеологические одежды», но это вряд ли.

А вот в плане организационном перед партией реально стоят серьёзные задачи. Первая и самая срочная из них, это создание системы непосредственной и постоянно действующей работы с избирателями. Системы, которая реально позволила бы партии «войти в каждую квартиру».

Одна из составных частей этой программы – правильная подготовка и запуск партийных проектов. Партия давно и реально ведёт многочисленные проекты различного свойства – гуманитарные, социальные, экологические и др.  Само по себе это не плохо, но, вот электоральная отдача от них могла бы быть существенно выше. Подавляющее большинство этих проектов спускается сверху - от руководства партии, от депутатов от исполнительной власти. Причем инициаторы проектов как бы облагодетельствуют население. И проекты рассматриваются населением не как ответы на их запросы, а как нечто должное.  Готовить  же   и проводить  эти проекты надо не от Москвы,  и не от региональных властей,  а  как ответ на естественный или сформированный  запрос  избирателей. Тогда и появится  возможность и задействования «позитивных» лиц, и вовлечения населения в их реализацию, чувство сопричастности и к проекту, и к партии. Тогда и отдача от проектов будет в разы выше. Не говоря уже о том, что у партии появится возможность формировать базу данных реальных, а не мнимых сторонников.

Третья и может быть самая тяжелая задача – вывод региональных партийных структур из тотальной кадровой зависимости от региональных властей, омертвляющей зачастую региональные отделения.

Очевидно, что одномоментно решить все перечисленные выше задачи вряд ли возможно. Но без их решения существенно повысить рейтинг тоже не удастся.


Автор: Евгений Сучков, директор АНО «Институт избирательных технологий»

Мероприятия

20 марта

"Итоги выборов: анализ использованных политических технологий"

Заседание Комитета по политическим технологиям РАСО пройдёт 20 марта в 18:00
 
05 марта

Заседание Комитета на тему "Кампании кандидатов в президенты РФ: общественный запрос и политические технологии. Первые итоги агитационной кампании"

5 марта 2018 года пройдёт заседание Комитета по политическим технологиям Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) на тему  "Кампании кандидатов в президенты РФ: общественный запрос и политические технологии. Первые итоги агитационной кампании"