О ДЕБАТАХ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ РФ. Часть 2

18.03.2018 в 21:02

Дмитрий Еловский,

член комитета по политтехнологиям РАСО, гендиректор коммуникационного агенства "ЦКМ ACTOR"

"Подводя итоги дебатов, отмечпю, что, на мой взгляд, они были построены как полка в супермаркете: зрителю был предложен максимально широкий, комфортный и, насколько это возможно интересный набор образов, сюжетов и ситуаций. Тут тебе и конфликт Собчак с Жириновским в несколько серий: сначала оскорбления и вода, потом извинения Грудинина за всех мужчин, потом слезы Собчак. И длинная история с уходами-приходами Грудинина. Постоянные конфликты с ведущими на РАЗНЫХ каналах. Даже и отсылки были, вроде того же стакана в лицо Жириновскому от Собчак, как ответ за Немцова. Специально для знающих людей и ценителей. В этой логике идея с доверенными лицами показала себя вполне эффективно. Если у вас на полке в супермаркете кончается товар и его нет на складе (кандидат уехал), вы выставляете любой дешевый аналог - лишь бы заполнить место, на котором покупатель что-то ожидает увидеть. Это как в супермаркете, где на полке с алкоголем стоит виски, водка и коньяк. Если закончился дорогой виски, будет стоять чуть менее дорогой. Если закончится он - поставят еще более дешевый. Какой угодно поставят, лишь бы виски был. 
В итоге в дебатах было очень много шоу и мало содержания. Мне сложно сказать, получилось ли это благодаря режиссуре, или естественным путем - как ответ на запросы аудитории и рейтинги. Думаю это будет серьезный вопрос для осмысления после выборов".

Юлия Вербицкая,

политконсультант, члер комитета по политтехнологиям РАСО (Крым)

"Глазами крымчан предвыборная компания выглядит как вечернее шоу клоунов. И провокаторов - на полуострове так и не появились ни Собчак, ни Грудинин. Хотя у первой нашлись в Республике даже сторонники (видимо, привлекла "прогрессивная" западная риторика). А фигура Грудинина вызывает симпатию - так как в Крыму всегда были сильны симпатии к КПРФ. Жириновский развлёк, кто такой Сурайкин крымчане имеют слабое представление. Про Титова все ясно - его технологи вели кампанию в Севастополе Николаеву, удивляя город - герой загадочными слоганами. Так что большинство кандидатов так и остались персонажами "тд телевизора". Разумеется, за исключением Владимира Путина. Чей приезд стал на полуострове главным событием этой кампании - а после выступления в Севастополе ( та самая - про "обнимашки" )  президент  показал, кто на полуострове владеет сердцами и умами крымчан. Вне конкуренции. Несмотря на недостаточное количество бордов и вялую работу штабов. Так что Крым точно даст высокую явку".

Николай Сапронов,

АКОС, член комитета по политтехнологиям РАСО

"На финальном отрезке кампании остается все меньше колеблющихся избирателей, однако именно их симпатии и предпочтения в условиях отсутствия интриги в отношении основного претендента на пост президента, могут быть значимы с точки зрения конкуренции за 2-3 место, а также соотношений рейтингов кандидатов «аутсайдеров», каждый из которых решает свои не только электоральные, но и политические задачи, для которых опережение соперников может играть существенную роль. В этой связи по-прежнему основным каналом влияния остается картинка, которую получает массовый избиратель через федеральные телеканалы. Активное присутствие Владимира Путина в новостных программах и сообщениях СМИ делает активности остальных кандидатов своеобразной специально сконструированной средой, в которой они изображают нишевую конкуренцию. Дебаты как важная публичная составляющая федеральных выборов в РФ в этом смысле дают кандидатам продемонстрировать себя. К сожалению, далеко не все кандидаты подошли к дебатам с достаточном уровнем подготовки, как в содержательном плане, так и в технике коммуникации. Скандальные новости, которые сопровождали дебаты, тем не менее не являются абсолютным противопоказанием к ним для всех без исключения кандидатов. Владимир Путин традиционно не принимал в них участие, что в след за ним долгое время делали и представители правящей партии. Однако, это было бы важным и символическим шагом, если бы на финальном отрезке он неожиданно для многих появился на дебатах и воспользовался возможностью для законной агитации в отношении избирателей наравне с другими кандидатами".

Григорий Добромелов,

директор Института прикладных политических исследований, член комитета по политтехнологиям РАСО 

"Президентская кампания оказалась неинтересной, но на удивление эффективной для всех ее участников. Кроме Грудинина все кандидаты решили свои задачи с использованием минимально возможного объема ресурсов. Для всех, в том числе и для избирателей, эта кампания стала кампанией "участия" - для кандидатов просто поучаствуй в гонке, для избирателей - просто поучаствуй в голосовании".


Мероприятия

20 марта

"Итоги выборов: анализ использованных политических технологий"

Заседание Комитета по политическим технологиям РАСО пройдёт 20 марта в 18:00
 
05 марта

Заседание Комитета на тему "Кампании кандидатов в президенты РФ: общественный запрос и политические технологии. Первые итоги агитационной кампании"

5 марта 2018 года пройдёт заседание Комитета по политическим технологиям Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) на тему  "Кампании кандидатов в президенты РФ: общественный запрос и политические технологии. Первые итоги агитационной кампании"