Беззубые и невнятные. Эксперты оценили кампании по выборам президента

16.03.2018 в 00:29

Источник: «ФедералПресс»

Дебаты и агитационные кампании почти не способствуют росту рейтинга кандидатов в президенты. К такому выводу приходят эксперты РАСО, анализируя публичные выступления участников выборной гонки и реакцию избирателей.

Владимир Путин опережает остальных кандидатов по показателю качества агитационных материалов, хотя креативность хромает. За нее эксперты поставили действующему главе государства «тройку».

«Реклама Путина очень традиционная – она ничего не добавляет к образу кандидата. Но это и не очень нужно кандидату, который лидирует по возможности создания резонансных информационных поводов», – отмечает председатель Комитета по политтехнологиям РАСО, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

Как считает политтехнолог Максим Майоров, главным продуктом предвыборной кампании Путина является послание президента Федеральному Собранию. Оно направлено на внутреннюю аудиторию и призвано показать ей все преимущества голосования за основного кандидата, у которого есть четкое понимание, как и что нужно делать.

«Кроме того, послание должно не только напомнить сторонникам Путина, что надо прийти на выборы, но и по возможности подтянуть колеблющихся, которые пока не определись за кого голосовать, опять же за счет внятности, силы и целенаправленности посыла», – считает Максим Майоров.

Главный сюрприз президентских выборов Павел Грудинин пока не совсем оправдывает ожидания. Но в РАСО отмечают довольно высокое качество его агитационных роликов по сравнению с остальными. Однако публичное позиционирование не соответствует заданным ожиданиям.

«Я бы выделил ролики Грудинина – они адекватно его позиционируют как новое лицо и демонстрируют уникальное имиджевое позиционирование – социально ответственного успешного предпринимателя. Однако это позиционирование не выдерживается самим кандидатом ни в публичных выступлениях, ни на дебатах – он скатывается в идеологические дискуссии, что ограничивает возможности электоральной экспансии», - отмечает Евгений Минченко.

Уход Павла Грудинина с дебатов большинство экспертов называют ошибкой. Коммунистическому электорату может это не понравиться. Велика вероятность того, что избиратели увидят в таком жесте слабость кандидата. Замену на журналиста Максима Шевченко политтехнологи также не оценили. Взамен деловому кандидату пришел явно идеологизированный человек, который у многих ассоциируется, как провластный.

Ничего нового не привнес со своей стороны Владимир Жириновский. В агитационных продуктах делает упор на несколько тем: ЖКХ, ЕГЭ. Однако эта линия не прослеживается на дебатах. Лидер ЛДПР не изменяет скандальности на публичном поле, пытаясь привлечь максимум влияния. При этом Жириновский иногда не обращает внимания на законодательство.

«Владимир Вольфович, в принципе, наговорил на весь пункт 5.2. статьи 56, 19 ФЗ "О выборах Президента", где говорится о запрете негативной предвыборной агитации на ТВ, причём аж по всем 4 пунктам наговорил. Интересна реакция других кандидатов, ЦИК, прокуратуры и телеканалов. Будут ли жалобы, судебные споры, административные и иные санкции? Будут ли гражданские иски о защите чести и достоинства по 152 ГК и заявления в полицию по уголовной статье "Клевета"?», - отмечает президент Ассоциации электоральных юристов Роман Смирнов.

Кандидат «против всех» Ксения Собчак приятно удивила. Эксперты считают, что она достаточно уверенно держится в публичном пространстве. Евгений Минченко назвал ее победителем первой недели дебатов наравне с Владимиром Жириновский. Рейтинг Собчак даже немного подрос, хоть и с некоторыми оговорками.

«Как показывают экспресс-опросы, проводимые нами в нескольких регионах России, дебаты не способствовали росту рейтинга практически ни одного из кандидатов, за исключением К.Собчак, чей рост до примерно 2-2,5 процентов связан в основном с ростом её узнаваемости и значительным присутствием в медийном пространстве», – считает политконсультант Евгений Сучков.

Но, по словам Сучкова, антирейтинг Собчак тоже вырос в ряде регионов, что вряд ли позволит увеличить абсолютную величину её рейтинга.

Наглядно прослеживается невнятность предвыборной кампании Григория Явлинского. И хоть его выступления на дебатах не так плохи, в остальном эксперты отмечают хаотичность и неопределенность, даже во внешнем виде.

«Консультанты Григория Явлинского никак не определятся, как лучше смотрится в кандидат в кадре – в очках или без. Подскажем им – это абсолютно неважно, кандидат и так уже не первый год выглядит органично. Но лучше выбрать что-то одно, и этот образ должен быть един во всех носителях – и на дебатах, и в агитационной продукции», – констатирует ответственный секретарь Комитета по политтехнологиям РАСО Евгения Стулова.

Сергей Бабурин, Максим Сурайкин и Борис Титов стали аутсайдерами по всем направлениям. За Бабуриным эксперты почти не находят ничего примечательного, кроме повестки из 90-ых годов. Сурайкин, как альтернативный коммунистический кандидат, сосредоточен исключительно на ностальгии по СССР и бьет только в одну точку. Они формируют некую коалицию спойлеров Грудинину и в некотором смысле Жириновскому.

Ну а кандидат от Бизнеса Борис Титов ведет самую странную кампанию. Выражение «А что Титов», уже набившее оскомину, явно демонстрирует невнятность своего позиционирования. Тренер политиков по актерскому мастерству Лев Харламов назвал его самым слабым кандидатом.

«Вызывает ощущение дисгармонии в связи с очевидным “ботаническим” образом специалиста-зануды, который при этом настаивает на чувстве собственного достоинства и внутренней свободе. От дидактических жестов одной, а особенно двумя ладошками, хочется “сбежать с лекции”. Звук идёт в нос, посыл слабый. При этом раскачка на двух ногах, что свойственно, скорее, “мачо-стиляге”. Самый слабый из кандидатов», – считает Харламов.

Впрочем, нынешняя президентская кампания имеет несколько неотъемлемых характеристик. И все они завязаны на трех фигурах: Путин, Грудинин, Собчак. Так считает политконсультант, член комитета РАСО по политтехнологиям Эдуард Коридоров.

«У этой кампании три знаковых момента. Безусловно, важнейший контрапункт кампании – послание президента Федеральному Собранию. Тот факт, что эта резонансная для общества и мира речь почему-то не вызвала внятной реакции у соперников Путина, собственно, лишний раз убеждает нас в их ангажированности. Второй интересный момент – "война" с Грудининым, которая пока не даёт результата: его рейтинг не падает. И наконец, фигура Ксении Собчак – она действительно "подобрала" валяющийся без дела электорат Навального, но содержательно давно уже ничем не удивляла. Впрочем, хамские выходки Жириновского немного помогут ей подрасти», - считает Эдуард Коридоров.

Сложно не согласиться с экспертами в оценке предвыборной кампании в целом. А действительно ли кандидаты за что-то борются? Ответ на этот вопрос пока повис в воздухе. Радоваться в этой ситуации может отчасти только штаб Владимира Путина, который наблюдает за немощностью остальных кандидатов на фоне послания Федеральному Собранию. Остается надеяться на то, что кампания хоть как-то разгонится.

«Креативность можно оценить скорее со знаком минус (если это вообще возможно). Начиная от "А что Титов?" и завершая бессмысленным сидением Явлинского на стуле. Видимо, нечитаемые надписи, бросаемые на пол картонки и включение-выключение света должны были что-то такое сформировать в головах у избирателей, но боюсь, что избиратели как раз и не поняли - что. Некоторая бодрость наблюдается у Собчак и Грудинина. Но, к сожалению, не могу отметить ни одной профессионально подготовленной кампании. Остается только надежда на разгон и поднятие градуса в последние две недели», – отметил руководитель агентства «ИнтерМедиаКом» Алексей Куртов.


Мероприятия

20 марта

"Итоги выборов: анализ использованных политических технологий"

Заседание Комитета по политическим технологиям РАСО пройдёт 20 марта в 18:00
 
05 марта

Заседание Комитета на тему "Кампании кандидатов в президенты РФ: общественный запрос и политические технологии. Первые итоги агитационной кампании"

5 марта 2018 года пройдёт заседание Комитета по политическим технологиям Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) на тему  "Кампании кандидатов в президенты РФ: общественный запрос и политические технологии. Первые итоги агитационной кампании"