Живи, карикатура!

12.01.2015 в 22:24

Политтехнолог может одним удачно брошенным камнем разворошить застойное болото и заставить квакать всех его обитателей. Порой кажется, стоит какому-нибудь мальчишке воскликнуть: «а король-то – голый!», как свита вместе с зеваками подхватит этого сорванца на руки и ликующе внесёт … нет, не в книжку Андерсена, а в Ижевский горсуд – чтобы привлечь за анекдот. 

И всё же – несколько замечаний о карикатуре в политике и прикладных аспектах применения этого жанра на выборах (кому текст покажется слишком академичным – сразу переходите к просмотру карикатур). 

Первая известная политическая карикатура датируется XIII веком до н. э. – сатирический рисунок изображает Рамзеса III. Фараон сидит за шашечным столом напротив барана и, явно выигрывая, всем своим видом выражает самоуверенность и азарт. С тех пор сатира, подчёркивая их превосходство над остальными баранами, возвела до масштаба фараонов тысячи и тысячи правителей. 

Сегодняшняя российская действительность ежедневно подбрасывает темы для карикатур, а любые выборы так и просятся в иллюстрацию. К сожалению, слишком часто и официальные агитматериалы, и «джинса», и даже «чёрные» листовки выпускаются технологами по шаблонам, где не только свои кандидаты, но и оппоненты представлены скучно и официозно: персонажи чересчур запиджачены и огалстучнены, прилизаны и огламурены. Политкорректность – политкорректностью, но без апелляции к искренней эмоции раскачать избирателя всё труднее. И тут необходим разрыв шаблона. Как создать политическую карикатуру, законно поместить её в агитматериалы, но, главное – где найти для неё проникновенную идею? 

Бывает, что консультант настолько одарён, что лично фонтанирует умопомрачительными шаржами, да ещё и на убийственные сюжеты. Но даже могучий талант порой иссякает и ищет, на что опереться – и тогда он берёт за основу опыт предшественников (безусловно, боже упаси вас от прямого плагиата!). 

Разнообразную пищу для вдохновения вы почерпнёте в европейской и американской сатире. Коррупция, лицемерная забота о народе, тупость и цинизм власти – эти проблемы многократно взяты на остриё пера зарубежными авторами. Давняя демократическая традиция, постоянно кипящая активность различных социальных групп, культура площадной сатиры (вспомним их карнавалы с фигурами политиков, творчество участников всевозможных «оккупаев», граффити и т.п.) – вся эта западная политическая «движуха» предъявляет постоянный спрос на доступный массам язык: карикатуру. 

Кстати, для западной демократии не является чем-то табуированным не только ехидная насмешка над оппонентом, но и самоирония. Чего только стоит история появления в середине XIX века в США символов республиканцев и демократов: слона и осла. Американский художник Томас Наст выпустил карикатуру «Третий срок паники» сразу после того, как демократическая партия впервые после гражданской войны завоевала большинство в конгрессе. Искренний сторонник республиканцев Наст изобразил своих испуганных однопартийцев в виде слона, спасающегося бегством от осла в львиной шкуре. Образы слона и осла с тех пор прочно закрепились за партиями, со временем утратив исходный иронический подтекст. Кстати, из-под карандаша Наста вышли традиционные изображения дяди Сэма и Санта-Клауса. 

С помощью своего особого таланта Наст блестяще провёл и дискредитирующую политическую кампанию: организовал так называемое «падение босса Твида». Уязвлённый нападками художника магнат Уильям Твид (карикатурист преподносил его публике в образе Нерона) даже посылал к нему целью подкупа своего эмиссара, предлагавшего $500 000, лишь бы тот «бросил это дело» и отправился в заграничный вояж. Наст лишь усилил атаки и в 1873 году таки «урисовал» видного представителя демократов – Твид был осуждён за мошенничество. И хотя в 1875 году Твид бежал на Кубу, а оттуда – в Испанию, даже там он был опознан американским туристом по одному из рисунков Наста и вновь арестован. 

Классиками жанра политической карикатуры признаны Д.Лич, Д.Кепплер, О.Домье, Х.Бидструп, Ж.Эффель. Ещё десятки художников оставили свой язвительный след на страницах зарубежных газет и журналов – при желании их рисунки можно найти в интернете и вдохновиться искромётным юмором. 

Но, помня о наших прикладных задачах, отметим, что для российского избирателя архетипичными по своей стилистистике являются советские агитплакат и карикатура. Отсылки к национальной и европейской истории или античной мифологии, часто используемые в качестве аллегорий иностранцами, всё же требуют от зрителя высокого культурного уровня – подобные карикатуры грешат элитарностью. В СССР же сатира использовалась для коммуникации властей с широкими массами населения. Её злость и простота были достаточно понятны для любого. Советский художник Борис Ефимов замечал: «Карикатура обладает тем замечательным свойством, что удачный рисунок, вызывающий весёлое одобрение читателя, как бы выражает его собственные чувства и мысли, метко и безошибочно схваченные карикатуристом». 

Поэтому, создавая современную карикатуру, отсылающую по стилю к сатирическим работам времён СССР, мы взываем к глубокой народной памяти и затрагиваем чувства избирателей, большинство из которых и по возрасту, и по духу родом из славной эпохи. 

Творчество Дмитрия Моора, Виктора Дени, Михаила Черемных, Владимира Лебедева (соратников Владимира Маяковского по «Окнам РОСТА»), важно для политтехнолога не только как культурный феномен – их ранние работы можно использовать в официальных агитматериалах выборной кампании, не нарушая закон об авторских правах. Публиковать работы без разрешения авторов и их наследников разрешено, если они впервые выпущены не ранее 75 лет назад. 

Виталий Горяев, Константин Ротов, Борис Ефимов, Лев Бородаты, Борис Пророков, Кукрыниксы и другие авторы, рисовавшие в годы Великой Отечественной, а затем и «холодной» войн, до безупречности отточили в сатирической графике три вида «воинского» смеха: издевательский – над самоуверенностью готовящегося к бою противника, ликующий – от избытка собственных сил, и, наконец, насмешливый – над поверженным противником после тяжёлой победы. А что такое выборы, если не война? 

Следующие две функции карикатуры в полной мере проявлены авторами журнала «Крокодил»: это осмеяние тех, кто преступает нравственность и законы общества, а так же критика социального неравенства и политического строя (последняя тема, конечно, раскрывалась через пикировку западного общества). Тираж журнала, выпускавшегося с 1922 по 1992 годы, достигал 6,5 млн. – и многие персонажи и темы с его страниц прочно укоренились в сознании старшего поколения. Следовательно, и современные работы «по мотивам» наверняка вызовут нужные аллюзии у целевой аудитории возрастных избирателей. Кроме широко известных «Крокодила» и «Перца» значимой площадкой для картунистов являлась «Литературная газета» (рубрика «Клуб 12 стульев»). В позднесоветский период и во времена начала капиталистических преобразований в стране своё слово в сатире сказали Виталий Песков, Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов, Игорь Макаров, Валентин Розанцев. 

Сегодняшний политический контекст ежедневно переводят на язык карикатуры Алексей Меринов – на страницах «МК», Андрей Бильжо и Константин Куксо – в «Коммерсанте». Шаржист Владимир Мочалов известен как автор персонажей «Мультличностей». 

Итак, если штаб кандидата решил в ходе выборов поместить в агитационный материал карикатуру, то обязательное требование – договор с автором. Изготовление рисунка и предоставление права на его использование должно быть обязательно оплачено с избирательного счёта. Нарушение авторских прав – повод для снятия с выборов! 

Удача, если вы оперативно нашли готовый рисунок, который попал в тему избирательной кампании, и за умеренную плату выкупили его. Но чего нужно добиваться от художника, когда требуется «индпошив»? 

Помните: 
1. Карикатура должна быть злой, язвительной, даже жестокой. Жанр карикатуры основан на таких видах комического, как сатира, сарказм и ирония. Эти виды эмоционального воздействия служат для высмеивания, критики, разоблачения, низвержения мнимых идеалов. Карикатура обязана разрушать, но не создавать: она должна вызывать у зрителя чувство отвращения к отрицательному персонажу. Если политического оппонента изобразить слишком мягко, в виде лёгкого шаржа, то и зритель будет воспринимать его сочувственно и стремиться поддержать, а не отторгнуть. Внушите художнику: противника рисуют, ненавидя его. Если отрицательный персонаж карикатуры представляется в виде животного, то изображайте тех, кто вызывает у человека подсознательный страх: змея, паук, крыса; или брезгливость: свинья, пиявка, паразит, таракан. Выхухоль ещё уместна, но даже крокодила Корней Чуковский и Эдуард Успенский низвели до добродушного мультгероя. 

2. Наибольший риск – изображать в карикатурном виде своего кандидата. Это возможно только тогда, когда имидж вашего клиента устоялся, уже не раз подвергался проверке на критику, растиражирован СМИ и многократно привит ранними карикатурами, анекдотами и т.п. Если в этом есть необходимость, то своего кандидата рисуют максимально реалистично. Тут необходим высокий плакатный стиль, а не шарж. Уместен фотомонтаж или качественная перерисовка с фото. 

Фигура лидера должна быть пропорционально больше соратников, а тем более – оппонентов. Это правило иконописи, в соответствии с которым и Иосифа Сталина в кругу членов политбюро обычно изображали во много раз крупнее остальных. Оптическая диспропорция работала на создание ощущения величия вождя: так же, как ранее – на значимость религиозного святого. Всё же безопаснее в качестве положительного персонажа карикатуры вводить нейтрального «рабочего-крестьянина-солдата» либо типичного позитивного героя нашей эпохи. 

3. Упрощайте картинку до понимания объекта. В карикатуре должна быть раскрыта одна тема, один важный простой посыл. Проведите фокус-группу на пятиклассниках – если сюжет вызывает их эмоциональную и однозначную реакцию, то карикатура будет воздействовать и на взрослую аудиторию. Используйте простые символы добра, зла или социальной иерархии. Легко узнаваемы массовым потребителем образы короля, королевы, шута, палача, рыцаря, особенно стилизованные в виде карт: туз, дама, шестёрка и т.п. Тут роли каждого символа жёстко предопределены. Увеличивайте изображение мужественного рабочего, солдата, матери, но врага всегда представляйте маленьким или физически тщедушным. 

4. Не смешивайте серьёзное и смешное. Как точно не надо делать: это иллюстрация А.Бильджо программы партии «Правое дела», рисунками на каждой странице отвлекающая читателя от серьёзного текста. В газете выделяйте на сатиру и фельетоны отдельную полосу. По возможности издавайте карикатуру отдельным материалом и большим тиражом. Кутузов при своём штабе имел особую типографию, выпускавшую карикатуры на Наполеона и его армию. 

Карикатура использует визуальный канал воздействия и направлена непосредственно на эмоциональную сферу сознания. Если она ещё и критически нацелена на отдельную острую тему, волнующую людей в определённый момент, то является эффективнейшим средством формирования общественного мнения. Смелее применяйте в политической борьбе сатиру: высмеять противника – значит, победить его! 


Автор:

Мероприятия

01 декабря

БИТВА ПОЛИТТЕХНОЛОГОВ 2018!

1 декабря в "Школе боевых искусств Дмитрия Носова" состоится первая «Битва политтехнологов»
20 марта

"Итоги выборов: анализ использованных политических технологий"

Заседание Комитета по политическим технологиям РАСО пройдёт 20 марта в 18:00